Приложение
к Закону Новосибирской области
"О нормативах финансирования
образования в Новосибирской области"
 
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
 
Настоящая Методика определяет порядок расчета показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов.
 
1. Порядок расчета нормативов финансирования основных
общеобразовательных программ в дошкольных
образовательных учреждениях
 
Норматив финансирования основных общеобразовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях рассчитывается на основе стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги на одного воспитанника по основным общеобразовательным программам дошкольного образования исходя из следующих показателей:
1.1. Наполняемость групп:
- возраст 3 - 7 лет - до 20 детей;
- возраст 1 - 3 года - до 15 детей;
- возраст до 1 года - 10 детей;
разновозрастных групп:
- при наличии в группе детей двух возрастов (до 3 лет) - 8 детей;
- при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.
В группах компенсирующего вида наполняемость составляет от 6 до 15 детей (в зависимости от категории детей и их возраста).
1.2. Фонд надбавок и доплат (надтарифный фонд) учреждения.
1.3. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги.
1.4. Расходы на обеспечение образовательного процесса.
                                        s
Норматив финансирования (R  ) исчисляется по формуле:
                                         i1
 
     s      s
    R   = З   + P      ,
     i1      i1     учеб.1
 
     s
    З    -  расходы  по  заработной  плате  в  расчете  на  одного
     i1
воспитанника по видам групп (s).
     s
    З     определяется по формуле:
     i1
 
         ((F  + F  + F ) x h + F ) x e x f
      s      1    2    3            4
    З  = -------------------------------- x c x r x 12,
      i1                  m
 
    где:
    F  -  фонд оплаты  труда педагогического  персонала в месяц на
     1
группу воспитанников;
    F  -  фонд оплаты труда административного персонала в месяц на
     2
группу воспитанников;
    F  -  фонд  оплаты труда  учебно-вспомогательного  персонала в
     3
месяц на группу воспитанников;
    F  -  фонд оплаты  труда  обслуживающего персонала  в месяц на
     4
группу воспитанников;
    e  -  коэффициент  отчислений  по единому социальному налогу -
1,262;
    h -  коэффициент  увеличения  фонда оплаты труда,  связанный с
повышением стажа  (общего  или  педагогического), квалификационной
категории и т.п., равный 1,02;
    f - коэффициент увеличения фонда оплаты труда (далее - ФОТ) на
величину фонда надбавок и доплат;
    c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по
видам групп дошкольных учреждений (таблица N 2);
    r    -   региональный   коэффициент   удорожания,   отражающий
установленные   в   Новосибирской  области  дополнительные  ставки
заработной платы и региональные надбавки, доплаты;
    12 - количество месяцев в году;
    m - нормативная наполняемость групп.
    F , F , F , F  рассчитываются по формулам:
     1   2   3   4
 
    F  = K  x b  x k x t,
     1     1    1
 
    где:
    K  -  количество педагогических ставок, приходящееся на группу
     1
воспитанников  (определяется  расчетным  путем  по  таблице  N 1 в
соответствии с количеством групп);
    b  - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной
     1
величине   заработной  платы  педагогического  персонала  в  i-том
муниципальном образовании, фактически сложившейся по Новосибирской
области;
 
    F  = K  x b  x k x t,
     2     2    2
 
    где:
    K    -    количество   ставок   административного   персонала,
     2
приходящееся на группу воспитанников (определяется расчетным путем
по таблице N 1 в соответствии с количеством групп);
    b  - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной
     2
величине  заработной  платы  административного  персонала  в i-том
муниципальном образовании, фактически сложившейся по Новосибирской
области;
 
    F  = K  x b  x k x t,
     3     3    3
 
    где:
    K   -  количество  ставок  учебно-вспомогательного  персонала,
     3
приходящееся на группу воспитанников (определяется расчетным путем
по таблице N 1 в соответствии с количеством групп);
    b  - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной
     3
величине заработной платы учебно-воспитательного персонала в i-том
муниципальном образовании, фактически сложившейся по Новосибирской
области;
 
    F  = K  x b  x k x t,
     4     4    4
 
    где:
    K  -  количество ставок обслуживающего персонала, приходящееся
     4
на   группу   воспитанников   (определяется   расчетным  путем  по
таблице N 1 в соответствии с количеством групп);
    b  - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной
     4
величине   заработной   платы  обслуживающего  персонала  в  i-том
муниципальном образовании, фактически сложившейся по Новосибирской
области.
    При расчетах F , F , F , F :
                         1   2   3   4
  
    k - районный коэффициент, равный 1,25;
    t   -   коэффициент   повышения   окладов  и  тарифных  ставок
специалистам, работающим на селе, равный 1,25.
    P       -  расходы  на  обеспечение  образовательного процесса
     учеб.1
устанавливаются  на  каждого  воспитанника   в  размере  5,0%   от
расходов   по   заработной  плате  на  реализацию  государственных
образовательных стандартов дошкольного образования, исчисляются по
формуле:
 
                   s
    P         = З   x 0,05.
       учеб.1    i1
 
2. Порядок расчета объема субвенций на финансирование
дошкольных образовательных учреждений
 
2.1. Размер субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях определяется исходя из численности воспитанников, расчетных нормативов по видам групп и с учетом коэффициентов удорожания.
2.2. Расчет субвенций осуществляется на основе прогнозируемой на соответствующий финансовый год среднегодовой численности воспитанников.
2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
 
                    0     0         k     k
    S   = SUM(R   x H ) + SUM(R   x H ),
     i1              i1    i               i1    i
 
    где:
    S   - объем субвенции для i-го муниципального  образования  на
     i1
реализацию   основных   общеобразовательных  программ  дошкольного
образования;
     0      k
    R  ,   R     -   нормативы  расходов  на  реализацию  основных
     i1     i1
общеобразовательных  программ дошкольного образования в расчете на
одного  воспитанника  соответственно  в  общеразвивающих группах и
группах   компенсирующего   вида   с  приоритетным  осуществлением
квалифицированной  коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии воспитанников, оздоровительных группах;
     0    k
    H ,  H   -  прогнозируемая  на  соответствующий финансовый год
     i    i
среднегодовая   численность   воспитывающихся   соответственно   в
общеразвивающих   группах   и   группах   компенсирующего  вида  с
приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений
в физическом и психическом развитии воспитанников, оздоровительных
группах   в  учреждениях  дошкольного  образования  на  территории
муниципального образования.
 
3. Порядок расчета нормативов финансирования основных
общеобразовательных программ в образовательных учреждениях
(за исключением дошкольных)
 
    3.1.   Норматив  финансирования  основных  общеобразовательных
программ  в  образовательных  учреждениях,  указанных  в  статье 1
настоящего  Закона  (за  исключением  дошкольных   образовательных
                sn
учреждений),  (R  ) рассчитывается   на    стандартной   (базовой)
                i2
стоимости   педагогической    услуги    на   одного   обучающегося
(воспитанника)  по  основным   общеобразовательным программам   по
ступеням  общего образования <1> (в  соответствии  с   количеством
часов в  Базисном  учебном  плане  общеобразовательных  учреждений
Российской  Федерации  (далее  -  БУП)),   а  также  коэффициентов
удорожания  стоимости  педагогической  услуги  исходя из следующих
показателей:
--------------------------------
<1> 1 ступень общего образования: начальное общее образование (1 - 4 классы), 2 ступень общего образования: основное общее образование (5 - 9 классы), 3 ступень общего образования: среднее (полное) общее образование (10 - 11 классы).
 
3.1.1. Нормативная наполняемость класса - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 20 в сельских общеобразовательных учреждениях;
- нормативная наполняемость коррекционных классов - 9 человек;
- количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
- средневзвешенная величина заработной платы педагогического персонала, сложившейся по области по городским и сельским школам.
3.1.2. Фонд надбавок и доплат (надтарифный фонд).
3.1.3. Нормативное соотношение ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
3.1.4. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги.
3.1.5. Расходы на обеспечение образовательного процесса.
                                     sn
    3.1.6. Норматив финансирования (R  )  исчисляется по формуле:
                                     i2
     sn    sn
    R   = З   + P      ,
     i2        i2    учеб.2
 
    где:
     sn
    З    -  расходы  по  заработной  плате  в  расчете  на  одного
     i2
обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования
(n);
    P       - расходы на обеспечение  образовательного  процесса в
     учеб.2
расчете на одного обучающегося.
     sn
    З   определяется по формуле:
     i2
 
           a
           -   x b x e x 12 x t x k x h x f
     sn   d
    З   = ------------------------------ x g x w x c x r,
     i2                  m
 
где:
a - количество часов по БУП;
d - количество часов на педагогическую ставку в неделю;
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной величине заработной платы педагогов в i-том муниципальном образовании;
k - районный коэффициент, равный 1,25;
t - коэффициент повышения окладов и тарифных ставок специалистам, работающим на селе, равный 1,25;
e - коэффициент отчислений по единому социальному налогу, равный 1,262;
h - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанный с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п., равный 1,02;
f - коэффициент увеличения ФОТ на величину фонда надбавок и доплат;
12 - количество месяцев в году;
m - нормативная наполняемость классов;
g - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал;
w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов (таблица N 3);
c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам программ (таблица N 4);
r - региональный коэффициент удорожания, отражающий установленные в Новосибирской области дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки, доплаты.
    Р        -  расходы  на  обеспечение образовательного процесса
     учеб.2
устанавливаются  на  каждого обучающегося (воспитанника) в размере
5,0% от расходов по заработной плате на реализацию государственных
образовательных   стандартов   образования  в  расчете  на  одного
воспитанника, исчисляются по формуле:
 
                 sn
    P       = З   x 0,05.
     учеб.2    i2
 
    3.2.  Норматив  финансирования  в части расходов по заработной
плате   в   расчете   на   одного  обучающегося,  находящегося  на
индивидуальном  обучении по медицинским и социально-педагогическим
             sn
показаниям (R  ), исчисляется по формуле:
             i3
 
     sn    sn
    R   = З  ;
     i3     i3
 
     sn   a
    З   = - x b x k x t x h x f x c x e x 12,
     i3    d
 
где:
a - количество часов по базисному учебному плану;
d - средневзвешенное количество часов на ставку при индивидуальном обучении;
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной величине заработной платы педагогов в i-том муниципальном образовании;
e - коэффициент отчислений по единому социальному налогу, равный 1,262;
c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам программ (таблица N 4);
k - районный коэффициент, равный 1,25;
f - коэффициент увеличения ФОТ на величину фонда надбавок и доплат;
h - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанный с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п., равный 1,02;
t - коэффициент повышения окладов и тарифных ставок специалистам, работающим на селе, равный 1,25;
12 - количество месяцев в году.
3.3. Значения коэффициентов определяются с учетом:
- месторасположения общеобразовательного учреждения (городские и сельские);
- деления классов на группы;
- реализации дополнительных образовательных программ;
- предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
- реализации основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
- разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (связанную с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица N 5);
- повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и наличия кружковой работы (таблица N 3);
- повышенную стоимость образовательной услуги обучающихся в специальных (коррекционных) классах, гимназических (лицейских) классах (таблица N 4).
 
4. Порядок расчета объема субвенций на финансирование
муниципальных образовательных учреждений
(за исключением дошкольных)
 
4.1. Размер субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением дошкольных) определяется исходя из численности обучающихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.
4.2. Расчет субвенций осуществляется на основе прогнозируемой на соответствующий финансовый год среднегодовой численности обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
4.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
 
               3   0     0         3    g     g      3        k     k          sn
    S   = SUM(R   x H )  + SUM(R   x H )  + SUM(R   x H )  + SUM(R   x H     ) ,
      i2   n=1    i2     i n   n=1     i2    i n   n=1      i2    i n             i3    iинд. n
 
    где:
    S    -  объем субвенции для i-го муниципального образования на
     i2
реализацию основных общеобразовательных программ;
     0     g     k
    R  ,  R  ,  R  ,  -  нормативы расходов на реализацию основных
     i2    i2    i2
общеобразовательных  программ  в  расчете  на  одного обучающегося
соответственно  в  обычных, гимназических (лицейских), специальных
(коррекционных) классах;
      sn
    (R  ) - норматив финансирования в части расходов по заработной
      i3
плате   в   расчете   на   одного  обучающегося,  находящегося  на
индивидуальном  обучении по медицинским и социально-педагогическим
показаниям;
     0    g   k
    H ,  H , H  - прогнозируемая на соответствующий финансовый год
      i    i   i
среднегодовая  численность  обучающихся  соответственно в обычных,
гимназических  (лицейских),  специальных (коррекционных) классах в
общеобразовательных   учреждениях   на  территории  муниципального
образования;
    H       - прогнозируемая численность обучающихся,  находящихся
     i инд.
на      индивидуальном      обучении      по     медицинским     и
социально-педагогическим показаниям;
    n - ступени общего образования.
 
5. Методы обязательной адаптации при переходе
к формированию бюджетов на нормативной основе
 
В целях недопущения резких отклонений объемов расходов по образовательным учреждениям, рассчитанным на нормативной основе, от сложившейся базы расходов, включаемых в субвенции, применяются следующие методы адаптации:
5.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся, воспитанников".
Расчет количества "условных обучающихся, воспитанников" осуществляется по формуле:
 
                       фактическое количество обучающихся x нормативная наполняемость класса
    Усл. обучающиеся = -----------------------------------------------------------
                                      фактическая наполняемость класса
 
                        фактическое количество воспитанников x нормативная наполняемость группы
    Усл. воспитанники = -------------------------------------------------------
                                      фактическая наполняемость группы
 
"Условный обучающийся, воспитанник" позволяет учитывать не только фактическое количество обучающихся, воспитанников в муниципальном образовании, но и особенности муниципальных образований, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов в образовательных учреждениях. В связи с возможной разницей наполняемости классов по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования, расчет количества "условных обучающихся" производится по каждой ступени.
5.2. Осуществляется выравнивание рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
Выравнивание объема субвенций предполагает:
- сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
- выявление отклонений, анализ причин;
- определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.
Выравнивание объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.
 
6. Порядок расчета общего объема субвенций местным бюджетам
 
Общий объем субвенций местным бюджетам определяется по следующей формуле:
 
    S  = S   + S  ,
       i      i1    i2
 
    где:
    S      -    объем    субвенций    на    реализацию    основных
      i1
общеобразовательных    программ   в   дошкольных   образовательных
учреждениях;
    S      -    объем    субвенций    на    реализацию    основных
      i2
общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях.
 
7. Расчетные коэффициенты
 
7.1. Количество ставок персонала дошкольных
образовательных учреждений
 
Таблица N 1
 
Для общеразвивающих групп:
 
| 
 Коли-  чество групп   | 
 Коли-    чество   воспи-   танников в        группах, всего     | 
 Количество ставок   персонала, всего     | 
 В том числе:                | 
| 
 педагоги- ческого   персонала  | 
 администра- тивного     персонала    | 
 учебно-   вспомога- тельного  персонала  | 
 обслужи-  вающего   персонала  | 
| 
 1    | 
 20     | 
 16,71    | 
 2,84    | 
 1       | 
 2      | 
 10,87    | 
| 
 2    | 
 40     | 
 24,82    | 
 5,95    | 
 1       | 
 3,12    | 
 14,75    | 
| 
 3    | 
 60     | 
 31,54    | 
 8,89    | 
 1       | 
 3,68    | 
 17,97    | 
| 
 4    | 
 80     | 
 41,58    | 
 11,84    | 
 1,5      | 
 5,24    | 
 23      | 
| 
 5    | 
 100    | 
 47      | 
 14,85    | 
 2       | 
 5,3     | 
 24,85    | 
| 
 6    | 
 120    | 
 54,86    | 
 17,78    | 
 4       | 
 5,36    | 
 27,72    | 
| 
 7    | 
 140    | 
 60,8     | 
 20,79    | 
 4       | 
 5,42    | 
 30,59    | 
| 
 8    | 
 160    | 
 67,16    | 
 23,68    | 
 4       | 
 5,48    | 
 34      | 
| 
 9    | 
 180    | 
 71,94    | 
 26,65    | 
 4       | 
 5,54    | 
 35,75    | 
| 
 10    | 
 200    | 
 79      | 
 29,7    | 
 4       | 
 6,1     | 
 39,2     | 
| 
 11    | 
 220    | 
 83,9     | 
 32,67    | 
 4       | 
 6,16    | 
 41,07    | 
| 
 12    | 
 240    | 
 89,22    | 
 35,56    | 
 4       | 
 6,22    | 
 43,44    | 
 
    При  определении  K ,  K  применяются повышающие коэффициенты,
                                1    2
равные:
1. в специальных (коррекционных) группах:
для педагогического персонала - за каждую группу 1,34;
для обслуживающего персонала - за каждую группу 1,05;
2. в санаторных группах:
для обслуживающего персонала - за каждую группу 1,05;
3. в группах круглосуточного пребывания детей:
для обслуживающего персонала (помощников воспитателей) - за каждую группу 1,12;
4. в группах для детей ясельного возраста:
для обслуживающего персонала (помощников воспитателей) - за каждую группу 1,05.
 
7.2. Коэффициенты удорожания по видам групп
 
Таблица N 2
 
| 
 Общеразвивающие группы                                      | 
 1   | 
| 
 Группы  компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и      психическом развитии воспитанников, оздоровительные группы  | 
 1,2  | 
 
7.3. Коэффициенты удорожания в зависимости
от различных факторов
 
Таблица N 3
 
| 
    | 
 Удорожание в зависимости от различных факторов   | 
| 
 От      деления   классов   на группы, K1       | 
 От наличия  групп    продленного дня,    K2      | 
 От наличия   программ     дополни-     тельного     образования, K3            | 
 Общее     удорожание   по ступеням, K1 х K2 х K3  | 
| 
 Начальное общее   образование        | 
 1,04      | 
 1,4      | 
 1,4      | 
 2,04      | 
| 
 Основное общее    образование        | 
 1,12      | 
 1,2      | 
 1,4      | 
 1,88      | 
| 
 Среднее (полное)  общее образование  | 
 1,22      | 
 1       | 
 1,2      | 
 1,46      | 
 
    Расчет K1 производится следующим образом:
    в знаменателе число часов по БУП, а в числителе число часов по
БУП плюс число дополнительных часов от деления классов на группы:
 
                                                       (25 час. + 1 час)
    начальное общее образование 1,04 = ----------------;
                                                              25 час.
 
                                                       (34 + 4)
    основное общее образование 1,12 = --------;
                                                            34
 
                                                                 (36 + 8)
    среднее (полное) общее образование 1,22 = --------.
                                                                      36
 
7.4. Коэффициенты удорожания по видам программ
 
Таблица N 4
 
| 
 Общеобразовательные              | 
 1    | 
| 
 Программы углубленного изучения (гимназические/лицейские)        | 
 1,15  | 
| 
 Специальные (коррекционные)      | 
 1,2   | 
 
Для индивидуального обучения по медицинским и социально-педагогическим показаниям, а также для работающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставка заработной платы по ЕТС увеличивается на 20%.
 
7.5. Коэффициенты удорожания по ступеням
общего образования
 
Таблица N 5
 
| 
    | 
 Часы по БУП  | 
 Коэффициенты удорожания   | 
| 
 Начальное общее образование           | 
 25       | 
 1        | 
| 
 Основное общее образование            | 
 34       | 
 1,36      | 
| 
 Среднее (полное) общее образование   для обычных классов                   | 
 36       | 
 1,44      | 
| 
 Среднее (полное) общее образование   для гимназических, лицейских классов  | 
 38       | 
 1,52      | 
 
    Начальное общее образование 1 = (25 часов);
 
                                                     (34 часа)
    основное общее образование 1,36 = ---------;
                                                        25 час.
 
                                                                                              (36 час.)
    среднее (полное) общее образование для обычных классов 1,44 = --------;
                                                                                                25 час.
 
    среднее (полное) общее образование            (38 час.)
    для гимназических, лицейских классов 1,52 = --------.
                                                                      25 час.