Приложение
к Закону Новосибирской области
"О нормативах финансирования
образования в Новосибирской области"
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Настоящая Методика определяет порядок расчета показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов.
1. Порядок расчета нормативов финансирования основных
общеобразовательных программ в дошкольных
образовательных учреждениях
Норматив финансирования основных общеобразовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях рассчитывается на основе стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги на одного воспитанника по основным общеобразовательным программам дошкольного образования исходя из следующих показателей:
1.1. Наполняемость групп:
- возраст 3 - 7 лет - до 20 детей;
- возраст 1 - 3 года - до 15 детей;
- возраст до 1 года - 10 детей;
разновозрастных групп:
- при наличии в группе детей двух возрастов (до 3 лет) - 8 детей;
- при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.
В группах компенсирующего вида наполняемость составляет от 6 до 15 детей (в зависимости от категории детей и их возраста).
1.2. Фонд надбавок и доплат (надтарифный фонд) учреждения.
1.3. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги.
1.4. Расходы на обеспечение образовательного процесса.
s
Норматив финансирования (R ) исчисляется по формуле:
i1
s s
R = З + P ,
i1 i1 учеб.1
s
З - расходы по заработной плате в расчете на одного
i1
воспитанника по видам групп (s).
s
З определяется по формуле:
i1
((F + F + F ) x h + F ) x e x f
s 1 2 3 4
З = -------------------------------- x c x r x 12,
i1 m
где:
F - фонд оплаты труда педагогического персонала в месяц на
1
группу воспитанников;
F - фонд оплаты труда административного персонала в месяц на
2
группу воспитанников;
F - фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала в
3
месяц на группу воспитанников;
F - фонд оплаты труда обслуживающего персонала в месяц на
4
группу воспитанников;
e - коэффициент отчислений по единому социальному налогу -
1,262;
h - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанный с
повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной
категории и т.п., равный 1,02;
f - коэффициент увеличения фонда оплаты труда (далее - ФОТ) на
величину фонда надбавок и доплат;
c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по
видам групп дошкольных учреждений (таблица N 2);
r - региональный коэффициент удорожания, отражающий
установленные в Новосибирской области дополнительные ставки
заработной платы и региональные надбавки, доплаты;
12 - количество месяцев в году;
m - нормативная наполняемость групп.
F , F , F , F рассчитываются по формулам:
1 2 3 4
F = K x b x k x t,
1 1 1
где:
K - количество педагогических ставок, приходящееся на группу
1
воспитанников (определяется расчетным путем по таблице N 1 в
соответствии с количеством групп);
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной
1
величине заработной платы педагогического персонала в i-том
муниципальном образовании, фактически сложившейся по Новосибирской
области;
F = K x b x k x t,
2 2 2
где:
K - количество ставок административного персонала,
2
приходящееся на группу воспитанников (определяется расчетным путем
по таблице N 1 в соответствии с количеством групп);
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной
2
величине заработной платы административного персонала в i-том
муниципальном образовании, фактически сложившейся по Новосибирской
области;
F = K x b x k x t,
3 3 3
где:
K - количество ставок учебно-вспомогательного персонала,
3
приходящееся на группу воспитанников (определяется расчетным путем
по таблице N 1 в соответствии с количеством групп);
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной
3
величине заработной платы учебно-воспитательного персонала в i-том
муниципальном образовании, фактически сложившейся по Новосибирской
области;
F = K x b x k x t,
4 4 4
где:
K - количество ставок обслуживающего персонала, приходящееся
4
на группу воспитанников (определяется расчетным путем по
таблице N 1 в соответствии с количеством групп);
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной
4
величине заработной платы обслуживающего персонала в i-том
муниципальном образовании, фактически сложившейся по Новосибирской
области.
При расчетах F , F , F , F :
1 2 3 4
k - районный коэффициент, равный 1,25;
t - коэффициент повышения окладов и тарифных ставок
специалистам, работающим на селе, равный 1,25.
P - расходы на обеспечение образовательного процесса
учеб.1
устанавливаются на каждого воспитанника в размере 5,0% от
расходов по заработной плате на реализацию государственных
образовательных стандартов дошкольного образования, исчисляются по
формуле:
s
P = З x 0,05.
учеб.1 i1
2. Порядок расчета объема субвенций на финансирование
дошкольных образовательных учреждений
2.1. Размер субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях определяется исходя из численности воспитанников, расчетных нормативов по видам групп и с учетом коэффициентов удорожания.
2.2. Расчет субвенций осуществляется на основе прогнозируемой на соответствующий финансовый год среднегодовой численности воспитанников.
2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
0 0 k k
S = SUM(R x H ) + SUM(R x H ),
i1 i1 i i1 i
где:
S - объем субвенции для i-го муниципального образования на
i1
реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного
образования;
0 k
R , R - нормативы расходов на реализацию основных
i1 i1
общеобразовательных программ дошкольного образования в расчете на
одного воспитанника соответственно в общеразвивающих группах и
группах компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии воспитанников, оздоровительных группах;
0 k
H , H - прогнозируемая на соответствующий финансовый год
i i
среднегодовая численность воспитывающихся соответственно в
общеразвивающих группах и группах компенсирующего вида с
приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений
в физическом и психическом развитии воспитанников, оздоровительных
группах в учреждениях дошкольного образования на территории
муниципального образования.
3. Порядок расчета нормативов финансирования основных
общеобразовательных программ в образовательных учреждениях
(за исключением дошкольных)
3.1. Норматив финансирования основных общеобразовательных
программ в образовательных учреждениях, указанных в статье 1
настоящего Закона (за исключением дошкольных образовательных
sn
учреждений), (R ) рассчитывается на стандартной (базовой)
i2
стоимости педагогической услуги на одного обучающегося
(воспитанника) по основным общеобразовательным программам по
ступеням общего образования <1> (в соответствии с количеством
часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений
Российской Федерации (далее - БУП)), а также коэффициентов
удорожания стоимости педагогической услуги исходя из следующих
показателей:
--------------------------------
<1> 1 ступень общего образования: начальное общее образование (1 - 4 классы), 2 ступень общего образования: основное общее образование (5 - 9 классы), 3 ступень общего образования: среднее (полное) общее образование (10 - 11 классы).
3.1.1. Нормативная наполняемость класса - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 20 в сельских общеобразовательных учреждениях;
- нормативная наполняемость коррекционных классов - 9 человек;
- количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
- средневзвешенная величина заработной платы педагогического персонала, сложившейся по области по городским и сельским школам.
3.1.2. Фонд надбавок и доплат (надтарифный фонд).
3.1.3. Нормативное соотношение ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
3.1.4. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги.
3.1.5. Расходы на обеспечение образовательного процесса.
sn
3.1.6. Норматив финансирования (R ) исчисляется по формуле:
i2
sn sn
R = З + P ,
i2 i2 учеб.2
где:
sn
З - расходы по заработной плате в расчете на одного
i2
обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования
(n);
P - расходы на обеспечение образовательного процесса в
учеб.2
расчете на одного обучающегося.
sn
З определяется по формуле:
i2
a
- x b x e x 12 x t x k x h x f
sn d
З = ------------------------------ x g x w x c x r,
i2 m
где:
a - количество часов по БУП;
d - количество часов на педагогическую ставку в неделю;
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной величине заработной платы педагогов в i-том муниципальном образовании;
k - районный коэффициент, равный 1,25;
t - коэффициент повышения окладов и тарифных ставок специалистам, работающим на селе, равный 1,25;
e - коэффициент отчислений по единому социальному налогу, равный 1,262;
h - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанный с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п., равный 1,02;
f - коэффициент увеличения ФОТ на величину фонда надбавок и доплат;
12 - количество месяцев в году;
m - нормативная наполняемость классов;
g - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал;
w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов (таблица N 3);
c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам программ (таблица N 4);
r - региональный коэффициент удорожания, отражающий установленные в Новосибирской области дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки, доплаты.
Р - расходы на обеспечение образовательного процесса
учеб.2
устанавливаются на каждого обучающегося (воспитанника) в размере
5,0% от расходов по заработной плате на реализацию государственных
образовательных стандартов образования в расчете на одного
воспитанника, исчисляются по формуле:
sn
P = З x 0,05.
учеб.2 i2
3.2. Норматив финансирования в части расходов по заработной
плате в расчете на одного обучающегося, находящегося на
индивидуальном обучении по медицинским и социально-педагогическим
sn
показаниям (R ), исчисляется по формуле:
i3
sn sn
R = З ;
i3 i3
sn a
З = - x b x k x t x h x f x c x e x 12,
i3 d
где:
a - количество часов по базисному учебному плану;
d - средневзвешенное количество часов на ставку при индивидуальном обучении;
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенной величине заработной платы педагогов в i-том муниципальном образовании;
e - коэффициент отчислений по единому социальному налогу, равный 1,262;
c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам программ (таблица N 4);
k - районный коэффициент, равный 1,25;
f - коэффициент увеличения ФОТ на величину фонда надбавок и доплат;
h - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанный с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п., равный 1,02;
t - коэффициент повышения окладов и тарифных ставок специалистам, работающим на селе, равный 1,25;
12 - количество месяцев в году.
3.3. Значения коэффициентов определяются с учетом:
- месторасположения общеобразовательного учреждения (городские и сельские);
- деления классов на группы;
- реализации дополнительных образовательных программ;
- предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
- реализации основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
- разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (связанную с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица N 5);
- повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и наличия кружковой работы (таблица N 3);
- повышенную стоимость образовательной услуги обучающихся в специальных (коррекционных) классах, гимназических (лицейских) классах (таблица N 4).
4. Порядок расчета объема субвенций на финансирование
муниципальных образовательных учреждений
(за исключением дошкольных)
4.1. Размер субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением дошкольных) определяется исходя из численности обучающихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.
4.2. Расчет субвенций осуществляется на основе прогнозируемой на соответствующий финансовый год среднегодовой численности обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
4.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
3 0 0 3 g g 3 k k sn
S = SUM(R x H ) + SUM(R x H ) + SUM(R x H ) + SUM(R x H ) ,
i2 n=1 i2 i n n=1 i2 i n n=1 i2 i n i3 iинд. n
где:
S - объем субвенции для i-го муниципального образования на
i2
реализацию основных общеобразовательных программ;
0 g k
R , R , R , - нормативы расходов на реализацию основных
i2 i2 i2
общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося
соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных
(коррекционных) классах;
sn
(R ) - норматив финансирования в части расходов по заработной
i3
плате в расчете на одного обучающегося, находящегося на
индивидуальном обучении по медицинским и социально-педагогическим
показаниям;
0 g k
H , H , H - прогнозируемая на соответствующий финансовый год
i i i
среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных,
гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в
общеобразовательных учреждениях на территории муниципального
образования;
H - прогнозируемая численность обучающихся, находящихся
i инд.
на индивидуальном обучении по медицинским и
социально-педагогическим показаниям;
n - ступени общего образования.
5. Методы обязательной адаптации при переходе
к формированию бюджетов на нормативной основе
В целях недопущения резких отклонений объемов расходов по образовательным учреждениям, рассчитанным на нормативной основе, от сложившейся базы расходов, включаемых в субвенции, применяются следующие методы адаптации:
5.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся, воспитанников".
Расчет количества "условных обучающихся, воспитанников" осуществляется по формуле:
фактическое количество обучающихся x нормативная наполняемость класса
Усл. обучающиеся = -----------------------------------------------------------
фактическая наполняемость класса
фактическое количество воспитанников x нормативная наполняемость группы
Усл. воспитанники = -------------------------------------------------------
фактическая наполняемость группы
"Условный обучающийся, воспитанник" позволяет учитывать не только фактическое количество обучающихся, воспитанников в муниципальном образовании, но и особенности муниципальных образований, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов в образовательных учреждениях. В связи с возможной разницей наполняемости классов по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования, расчет количества "условных обучающихся" производится по каждой ступени.
5.2. Осуществляется выравнивание рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
Выравнивание объема субвенций предполагает:
- сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
- выявление отклонений, анализ причин;
- определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.
Выравнивание объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.
6. Порядок расчета общего объема субвенций местным бюджетам
Общий объем субвенций местным бюджетам определяется по следующей формуле:
S = S + S ,
i i1 i2
где:
S - объем субвенций на реализацию основных
i1
общеобразовательных программ в дошкольных образовательных
учреждениях;
S - объем субвенций на реализацию основных
i2
общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях.
7. Расчетные коэффициенты
7.1. Количество ставок персонала дошкольных
образовательных учреждений
Таблица N 1
Для общеразвивающих групп:
Коли- чество групп |
Коли- чество воспи- танников в группах, всего |
Количество ставок персонала, всего |
В том числе: |
педагоги- ческого персонала |
администра- тивного персонала |
учебно- вспомога- тельного персонала |
обслужи- вающего персонала |
1 |
20 |
16,71 |
2,84 |
1 |
2 |
10,87 |
2 |
40 |
24,82 |
5,95 |
1 |
3,12 |
14,75 |
3 |
60 |
31,54 |
8,89 |
1 |
3,68 |
17,97 |
4 |
80 |
41,58 |
11,84 |
1,5 |
5,24 |
23 |
5 |
100 |
47 |
14,85 |
2 |
5,3 |
24,85 |
6 |
120 |
54,86 |
17,78 |
4 |
5,36 |
27,72 |
7 |
140 |
60,8 |
20,79 |
4 |
5,42 |
30,59 |
8 |
160 |
67,16 |
23,68 |
4 |
5,48 |
34 |
9 |
180 |
71,94 |
26,65 |
4 |
5,54 |
35,75 |
10 |
200 |
79 |
29,7 |
4 |
6,1 |
39,2 |
11 |
220 |
83,9 |
32,67 |
4 |
6,16 |
41,07 |
12 |
240 |
89,22 |
35,56 |
4 |
6,22 |
43,44 |
При определении K , K применяются повышающие коэффициенты,
1 2
равные:
1. в специальных (коррекционных) группах:
для педагогического персонала - за каждую группу 1,34;
для обслуживающего персонала - за каждую группу 1,05;
2. в санаторных группах:
для обслуживающего персонала - за каждую группу 1,05;
3. в группах круглосуточного пребывания детей:
для обслуживающего персонала (помощников воспитателей) - за каждую группу 1,12;
4. в группах для детей ясельного возраста:
для обслуживающего персонала (помощников воспитателей) - за каждую группу 1,05.
7.2. Коэффициенты удорожания по видам групп
Таблица N 2
Общеразвивающие группы |
1 |
Группы компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, оздоровительные группы |
1,2 |
7.3. Коэффициенты удорожания в зависимости
от различных факторов
Таблица N 3
|
Удорожание в зависимости от различных факторов |
От деления классов на группы, K1 |
От наличия групп продленного дня, K2 |
От наличия программ дополни- тельного образования, K3 |
Общее удорожание по ступеням, K1 х K2 х K3 |
Начальное общее образование |
1,04 |
1,4 |
1,4 |
2,04 |
Основное общее образование |
1,12 |
1,2 |
1,4 |
1,88 |
Среднее (полное) общее образование |
1,22 |
1 |
1,2 |
1,46 |
Расчет K1 производится следующим образом:
в знаменателе число часов по БУП, а в числителе число часов по
БУП плюс число дополнительных часов от деления классов на группы:
(25 час. + 1 час)
начальное общее образование 1,04 = ----------------;
25 час.
(34 + 4)
основное общее образование 1,12 = --------;
34
(36 + 8)
среднее (полное) общее образование 1,22 = --------.
36
7.4. Коэффициенты удорожания по видам программ
Таблица N 4
Общеобразовательные |
1 |
Программы углубленного изучения (гимназические/лицейские) |
1,15 |
Специальные (коррекционные) |
1,2 |
Для индивидуального обучения по медицинским и социально-педагогическим показаниям, а также для работающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставка заработной платы по ЕТС увеличивается на 20%.
7.5. Коэффициенты удорожания по ступеням
общего образования
Таблица N 5
|
Часы по БУП |
Коэффициенты удорожания |
Начальное общее образование |
25 |
1 |
Основное общее образование |
34 |
1,36 |
Среднее (полное) общее образование для обычных классов |
36 |
1,44 |
Среднее (полное) общее образование для гимназических, лицейских классов |
38 |
1,52 |
Начальное общее образование 1 = (25 часов);
(34 часа)
основное общее образование 1,36 = ---------;
25 час.
(36 час.)
среднее (полное) общее образование для обычных классов 1,44 = --------;
25 час.
среднее (полное) общее образование (38 час.)
для гимназических, лицейских классов 1,52 = --------.
25 час.